Главная » 2014 » Апрель » 23 » ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
08:32
ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Наталия Горюшкина

РУССКАЯ СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУСИ!


 

Вышивка - это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки.

Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних - счетных вышивках.

Они называются "счетными", потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно  связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов "Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства". Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее - и для декорирования церковного облачения и утвари.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических  фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков - так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц,  например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные - стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми "оберегами", которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее - в Курской, Воронежской - к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется "верховой", потому что узор при этом словно "рисуется" рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при  этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем,  рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей ("роспись", "клетка", "шашка" и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом "вперед иголку". Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли "браное шитье" (от слова "брать, набрать").

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий - полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.


Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является "орловский спис". Характерная его особенность - рисунок "обводился" по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых "бранок"): "вороний глаз", "сосна", "волна", "дробнушки" и т.д.  Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное - это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской  вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и "рожаницы". Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. "белая гладь", выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом "заполнить цветом" фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее - по наложенному на него особому полотну с редким переплетением - канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного "болгарского креста". Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства - конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и  на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например,  шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано  в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви - вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для ... многих видов кружев. Но об этом - в следующий раз.

Просмотров: 597 | Добавил: ОО | Рейтинг: 8.3/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: