Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » БЫЛОЕ И ЗАБЫТОЕ...
08:24
БЫЛОЕ И ЗАБЫТОЕ...

Лев Тресков,

специально для "РусГолоса"


ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Предки русского народа


На картине - "бабий кут" в русской избе...

Кутии (аккад. Kuti-im)  —  один из первых знакомых нам народов индоарийского происхождения. В древности кутии проживали в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана). В XXII веке до Р.Х. контролировали значительную часть Месопотамии.

Для семитского мира древнего Востока кутии подчеркнуто инородны. Их проклинают, хотя вообще-то ко всем народам у семитов Древнего Востока было терпимое отношение (из-за приблизительной однородности племен,  с которыми семиты сталкивались).

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые нашествием чужаков с севера.

Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за кутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются приход кутиев:


Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.

Население отягчено повинностями и налогами.

Каналы и арыки запущены.

Тигр перестал быть судоходным.

Поля не орошаются.

Поля не дают урожая.


Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищенные полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. 

Кутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. 

Сведения об этом времени очень скудны, так как кутии практически не оставили письменных источников.  Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Кутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в городе, даже по названию подчеркнуто арийском - Аррапхе.

Власть кутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю кутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил кутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». 

В своей надписи Утухенгаль называет кутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что кутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «кутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применятся по отношению к различным индоарийским народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии, по всей видимости, выделившимся из кутиев (урарты, манеи и мидяне). Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

Исследователи убедительно доказывают, что язык  кутиев имел родство с индоевропейцами (он наиболее близок к тохарскому.

 В XIX веке Жюль Опперт справедливо отождествлял кутиев с позднейшими готами. Отсюда проходит мостик и к этногенезу русского народа. В русском языке память о народе Kuti-im осталась в словах «кут», «закуток», а так же в слове «кутить» (т.е. предаваться праздненству кутиев после похода). Щенок, живущий в куте избы – «кутёнок» и т.п. Воинственность кочевников кутиев попала в индоевропейские языки в значении «кут-кат», т.е. «резать, расчленять» и др. аналогичные значения. Кутии были древними воинами, а отнюдь не ангелами света!

В русской избе традиционно располагались куты – т.е. отделения для членов семьи.  Бабий кут располагался у печи

Это бабий угол, или печной угол — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.

В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление. Эта традиция восходит к аналогичным древним традициям почти всех индоевропейских народов.

Другие обряды, связанные с кутом, так же восходят ко временам кутиев. Например, мистерия зеленого побега: к Татьяниному дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, если такую метёлочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня — то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек.

Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.

Понятие «кут», «закуток» - древний пережиток в русском языке, тождественный «детинцу» или семейной крепости, где кутии прятали от набегов других воинственных племен свои семьи. Родовая память многое исказила, но сохранила некоторые основы древнего быта. Оно и неудивительно: ведь русский язык – органичная часть индоевропейского языкового наследия, органично связанного с хеттами, мидянами, персами и, в числе самых древних предков – суровым и рисковым, воинственным и беспощадным народом кутиев…

Просмотров: 855 | Добавил: ОО | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: