Главная » 2013 Август 22 » НАШИ ДИСКУССИИ!
06:46 НАШИ ДИСКУССИИ! | |
Алексеева Л. И., Системный аналитик "Русского голоса" К теме язычества Раз уж пошла волна по теме язычества, внесу и свою лепту в это дело. Тема актуальная, многогранная и неоднозначная. Сразу скажу, что не являюсь сторонницей неоязычества. С моей точки зрения, то, что сейчас называют язычеством, больше похоже на фарс, некий маскарад, через который идёт дискредитация языческой традиции. Страдает от этого и православная традиция, заблуждения которой в отношении язычества возникли за счёт искажения смыслов. Что по поводу истории язычества, то сплошь и рядом наблюдаются не исторические факты, а свободная интерпретация фактов, особенно про жертвоприношения. С чего вдруг захоронения интерпретируются как языческая традиция? Где доказательства, что на момент захоронения у славян или русов была языческая традиция? С этой точки зрения, если вдруг, через тысячи лет в земле найдут чашку, расписанную на английском языке, то установят исторический факт, что живший на тот момент Вася Пупкин был англичанином и жил в этой местности в английской традиции (упаси Бог). Отличие анализа от интерпретации в том, что интерпретация – это принятие решения насчёт того, что значат наши переживания или какова их ценность. В интерпретацию входит анализ и оценка. Оценка – решение о том, что что-то является хорошим или плохим, правильным или ошибочным. Анализ – решение о том, существует что-то или нет. Сначала человек анализирует: сравнивает, сопоставляет, обобщает. Затем на основе своих убеждений и ценностей делает оценку. Как только появляется оценочное суждение, мышление перестаёт быть анализирующим. Оценка порождает эмоциональные ответы в виде ощущения счастья, страха или гнева, в то время как анализ к этому не приводит. Теперь по смыслам, исследование которых заняло достаточно большое время. Здесь лишь коротко. Традиция – философско-этическая система. Язык – разновидность меры, средство управления системой, средство коммуникации. Язычество от слова «народ» - собор, объединение народов, языков. Языческая традиция – система управления объединением народов, умеренных между собой этическими законами. Основное требование языческой традиции – соблюдение меры. От бытовой умеренности до поддержания космической меры. Нарушение человеком меры рассматривается как преступление против высшей ценности – мерности микро- и макрокосмоса. Таково смысловое поле языческой традиции. В нём нет никаких намёков на шаманский бубен, идолов и пляску у костра. Опять коротко, в чём, например, отличие христианской традиции, иудаизма от языческой традиции. Христианская традиция, иудаизм: этика свободного выбора, священность, сверхъестественность, чудо, пророчество и пророки, фатальность жизни. Эмоциональная тональность – минор: стена плача, страдания. Наличие религиозной догмы, фетишизм – ковчег, крест. Жертвоприношение животных и человека (распятие как жертва для спасения мира). Искусственные сооружения – храмы, места поклонения и взаимодействие с надсистемой через посредника. Таинство, разделение мира на добро и зло, дуальность мышления. Основной принцип – стремление к потустороннему, отказ от радости жизни. Фиксация движения жизни сверхценной идеей. Доктрина смерти. Прерванный цикл жизни, разрыв целостности, порочность материи, порок. Жизнь как исторический процесс, история жизни цивилизаций. Ведущая духовная практика – избавление от порока, стремление к чистоте, изучение своей истории. Цель – самореализация. Языческая традиция: этика исполнения своей судьбы, её замысла. Естественность, сакральность, мистерия, дар предвидения. Эмоциональная тональность – мажор. «Боги смеются непрестанно»: смех, радость относятся к роду богов. Отсутствие фатальности, догматов. Жертвы и требы растительного происхождения. Природные сооружения - капища, места прямого взаимодействия с надсистемой без посредников. Священнодействие, целостное мышление, отсутствие разделения, как вертикального, так и горизонтального. Основной принцип – стремление к радости жизни. Свободное движение жизни, отсутствие сверхценных идей. Доктрина жизни. Жизнь – круг – Лето. Отсюда летоисчисление. Естественный полный цикл жизни, полнота, целостность, чистота, отсутствие порока, рок. Ведущая духовная практика – исполнение рока. Цель – самореализация. Смена традиций вряд ли была простой и лёгкой. Сменилось много поколений, прежде чем утвердилась и развилась православная традиция. Так получилось исторически, что православная традиция несёт в себе отголоски древней мировой традиции. И, возможно, было бы меньше споров и неприязни у представителей православной традиции, если бы вслушались они в Живое Слово, и осознали бы его смысл. «…Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». (Евангелие от Луки 9: 16-17). Как правило, на концовку этой фразы мало кто обращает внимание. Но в ней глубинный смысл преемственности духовных традиций. Сломать традицию через колено можно, только результат ломки аукается и через тысячу лет. Наблюдаемый ныне феномен вербализации, когда человек не понимает смысл слов и принимает на веру тот смысл, который транслируется через информационные каналы, указывает на потерю естественного языка жизни. Феномен вербализации как внушение и гипнотическое воздействие на человека есть манипуляция его сознанием. Искажение смысла ведёт к разобщению народов. В частности, привнесение в сознание когда-то единого народа смысла, что человек «раб божий» создало рабовладельческую цивилизацию, в которой мы живём и поныне. Восприятие искажённого смысла разделило единый народ на «олигархию» и «охлос», «элиту» и «толпу». Возникла «вавилонская пирамида-башня», толпо-элитарное общество: элита может изъясняться на другом языке, нежели народ, но в целом и те и другие оперируют искажёнными смыслами. С разрушением древней философско-этической соборной системы исчезла радость жизни. Появились мифы о загробном рае, страдание и тоска по утерянному блаженству. Был потерян источник радости и благополучия человеческого сообщества. В человеческом живом мире, находящемся в естественном движении, появилась статика – догмат той или иной веры в идею. Человек/народ как развивающийся образ/образы был зафиксирован идеей «фикс». Произошла подмена образа на идею – концепт. Движение человеческого сообщества закрутилось в фиксированном колесе идей. Очевидно, что необходимо освобождение от концепций и идей «фикс», освобождение от гипнотического сна и внушений. Ибо, «восстановить смысл, значит исцелить человеческую систему». Исцелить мир от сепарации на «миры» - первые, вторые, третьи. И также очевидно, что эту громадную задачу решить с одного захода невозможно, разве что начать с малых величин. Возможно, с восстановления смысла того, что сейчас на слуху. Вне всяких оценок и суждений, без очередной ломки существующей духовной традиции. | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||