19:34 РУССКАЯ ДИСКУССИЯ | |
Алексеева Л.И., Эксперт-аналитик "РусГолоса" Молитва о мире Эта молитва была произнесена президентом Международной ассоциации развития мозга и Корейского института изучения мозга доктором Ильчи Ли на церемонии открытия Генеральной Ассамблеи ООН 28 августа 2000 года.
Я посвящаю эту молитву о мире Я посвящаю эту молитву о мире Я произношу эту молитву о мире, Я произношу эту молитву о мире, Я произношу эту молитву о мире Я молюсь тебе, Оправдались ли надежды, нашла ли ООН силы и мужество стать глашатаем и путеводной звездой для всех людей Земли ради мира на ней? Или вновь надо молиться о мире, так и не наступившем за 14 лет нового тысячелетия? 10. 11. 1998 года резолюцией 53-25 Генеральной Ассамблеи ООН период с 2001 по 2010 гг. был провозглашен десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Целью десятилетия определили укрепление глобального движения культуры мира, расширение деятельности по её пропаганде. Ответственность возложили на ЮНЕСКО. Были разработаны программы мероприятий, принята Декларация культуры мира, обозначились исполнители. Казалось бы, за десять лет движение должно было совершить огромный сдвиг в мышлении человечества. Объективной оценкой могло бы стать отсутствие локальных войн и насилия. Напротив, это десятилетие запомнилось усиливающейся эскалацией конфликтов и человеческой жестокостью. Вполне очевидно, что реализация проекта никак не повлияла на умы людей. Если внимательно вглядеться в предложенную Декларацию культуры мира, то можно обнаружить много интересного. Во-первых, в ней нет ясного определения культуры мира. Что конкретно подразумевали авторы идеи под такими понятиями как культура и мир? Концептуальный образ культуры мира, ее «чертёж» отсутствует. Зато есть архитектор, правда довольно странный, который знает только наименование предполагаемого объекта строительства, его буквенное обозначение. Есть и строители, в руках у которых имеются инструменты для постройки, но нет ни кирпичей, ни склеивающего их в единое целое, цемента: концепции культуры мира и непосредственного опыта познания состояния мира. При таком подходе даже «нулевой цикл» как основу под фундамент культуры мира, осуществить просто невозможно. Во-вторых, удивляют поставленные цели. Отказ от «вчерашних ценностей, взглядов, форм поведения, которые ведут к войне, насилию и социальной несправедливости». Переход к новым ценностям, воззрению, формам поведения, которые отвечают «возможностям строительства будущего, чья отличительная черта – культура мира». Совершенно не обозначено, конкретно: какие ценности устарели, образ какого будущего формируют новые, неясно очерченные «общечеловеческие» ценности. Позже обнаружится, что из «общечеловеческих ценностей» резолюцией ООН исключена этика. Волюнтаристским решением моральные ценности признаны устаревшими. Вместо этики введена новая ценность, пресловутая толерантность, как терпимость ко всему без разбору. Мир во всем мире решили построить с помощью терпимого отношения к тому, что не является ни культурой, ни миром. При таком раскладе решение задач культуры мира оказалось посильно только гениям - друзьям парадоксов. В-третьих, механизм реализации – бюрократический от начала и до конца. Декларации, планы мероприятий, культурные обмены по вопросам образования, культуры. Куча денег на поездки, содержание проектов и их исполнителей, чиновничья бумажная переписка. Сколько на ниве культуры мира выросло диссертаций, научных конференций, докладов, и ни одного миротворца: человека, познавшего состояние мира, умеющего творить мир через культуру! На фоне гремящих взрывов и убийств глав суверенных государств наблюдалась весьма бурная деятельность функционеров ООН по реализации культуры мира. Ни один из них не встал на защиту. Ни один. Все оказались толерантными к убийцам, терпимыми к культуре войны. В-четвертых, отсутствуют критерии эффективности. Что можно считать критерием эффективной деятельности? Коэффициент полезного действия бюрократической системы ООН мизерный. ООН нужна реформа, поскольку она использует методы бюрократии, которые давно устарели. «Сколько не говори «халва, халва, слаще во рту не становится», годится для оценки деятельности ООН в области культуры мира. Как можно построить будущее, отличительной чертой которого будет культура мира, если нет ясности в понимании этой «черты». Есть объект утверждения «культура мира» и нет объекта отрицания, понимания того, что не является культурой мира. Логика в значимых для всего человечества действиях быть должна. Хотя бы по той причине, что идею культуры мира предложили умные люди, лауреаты Нобелевской премии. Наверное, лауреаты премии мира. Могу предположить, что о культуре мира, как отличительной черте будущего, мало кто слышал. Разве что в Казани, объявленном де-юре городе культуры мира. Является ли он де-факто городом культуры мира? По каким критериям определим? По декларативным бумагам или же как-то иначе? Декларация культуры мира написана людьми, воспитанными в лоне корпоративной культуры, вскормленными её молоком. Молочные реки и кисельные берега которой до сих пор доступны только избранным. ООН потерпела фиаско в этом деле потому, что культура мира несовместима с корпоративной культурой. Культура мира основана на принципах сотрудничества, взаимопомощи, справедливости и равноправия. Корпоративная культура - носитель конкуренции, борьбы, столкновений интересов. Смешение этих культур невозможно, это было бы похоже на то, как если в бочку дегтя добавили бы ложку мёда. Дёготь остался бы дёгтем. Но не будем так строги к тем, кто движется в этом направлении, делает всё возможное по своему разумению и пониманию. Культура будущего, культура мира – весьма прекрасная идея. Если прояснить истинный смысл, определить ценности, принципы, методы реализации, критерии эффективности. Культура мира – весьма серьёзная заявка на большие перемены в мировом сообществе. Насколько эти перемены назрели - судите сами.
| |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||