Главная » 2013 » Июль » 15 » РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ
13:42
РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ

Алексеева Л.И.

ВЕЧЕВАЯ ТРАДИЦИЯ


ВЕЧЕВАЯ ТРАДИЦИЯВечевой диалог – очень древняя практика социального взаимодействия, которая помогала нашим предкам решать насущные проблемы. В древности Вече или иначе Круг был универсальной формой отражения мира, многомерность которого выражалась в мифах и легендах, народных сказках и преданиях всех народов мира. Отголоски универсальности можно распознать в Тайной Вечере, Круглом столе короля Артура, казачьих, индейских, гавайских, суфийских Кругах, буддийской Калачакре, китайской системе Багуа. Диапазон проведения Кругов варьирует от сакрального священнодействия и духовных практик до обычного обмена мнениями, которые обозначают структуру многомерности сознания ее участников. Отсюда вечевая деятельность может варьировать многими мерами понимания и отражения реальности и иметь разные цели.

     Цели внутреннего вечевого взаимодействия (внутренние Круги)  направлены на достижение внутренней гармонии и единства с миром. Внешние Круги предназначены для  выработки единого коллективного решения мирным способом. Это деление довольно условно, так как на практике внешний Круг  вполне может иметь и внутренний аспект. Все зависит от состава участников и многомерности их сознания. Чем разнообразней состав участников, тем богаче и полнее отражение реальных процессов и их  осознание.

  Возрождение традиции вечевой деятельности  было начато в 2010 году в культурно-оздоровительном центре «Курал» г. Уфа. Позднее она была продолжена на площадке Собора русских Башкортостана в рамках проекта «Матрица культуры».

  Деятельность Круга (Вече) отличается от деятельности дискуссионных клубов, встреч по интересам, круглых столов  определенным регламентом и условиями взаимодействия его участников. Целью Круга является исследование феноменов (явлений) социальной жизни, сознания человека, для коррекции и выработки коллективного решения в бесконфликтном, мирном режиме. Регламент и условия ведения Круга направлены на осуществление вечевого процесса, его начала, развертывания и завершения. Открывается Круг  так, как когда-то открывалось Вече – гудением – пением звука ОМ. Делается это для отсечения ненужных мыслей и эмоций и настройки на вечевой процесс. Не стоит думать, что звук ОМ принадлежит только восточным практикам, которые неприемлемы нашим православным традициям. Наоборот, хоровое пение, которое называлось гудением, широко применялось нашими предками, знающими о влиянии звука на организм. Фамилия российского певца Олега Погудина ясно говорит о том, что его предки пели – гудели. Кроме того, во всех традициях есть структурное сходство, духовный резонанс, который дает возможность применять наработки одной традиции в рамках другой. Закрытие Круга совершается тем же пением звука, чтобы целостность вечевого процесса сохранилась в коллективном сознании.

  Развертывание вечевого процесса проходит в определенном ритме: в течение 20-30 минут заранее определенный участник делает сообщение по выбранной теме, далее по Кругу проходит исследование темы. Каждый участник в порядке очередности имеет право высказать свое мнение, дополнить, развернуть тему в течение 5 минут. Весь процесс занимает три круга исследования. Не допускаются негативные высказывания в адрес участников, осуждение, оскорбление личности.

  Трехлетняя практика проведения еженедельных Кругов показала довольно интересные результаты.  Постоянные участники получили навыки сосредоточенности, внимательности,  умения  быть в ситуации «здесь-и-сейчас». Научились  слушать и слышать собеседника, уважать участников,  исследовать ситуацию, замещать критическое мышление на конструктивное, высказывать свое мнение кратко, внятно.  Разумеется, не все и всегда проходило гладко. Не так просто отказаться от привычки критиковать другие точки зрения,  убрать собственную  важность и распознать свой  эгоизм,  освободиться от проецирования своих недостатков на других людей, поменять точку зрения, отказаться от многословия,  оценок и осуждения – источника умственного маятника, замкнутого на плюс и минус.

  Практика вечевого взаимодействия хорошо показала себя в эксперименте со студентами БГПУ им. Акмуллы. Студенты с большим удовольствием исследовали тему семинара, свободно, без страха за оценки, обсуждали ее в режиме «он-лайн», получая знание легко и непринужденно за счет полной вовлеченности в вечевой процесс.

  Положительно зарекомендовала себя вечевая деятельность  как модификация группового тренинга в психологической практике в момент конфликта между тренером и участниками группы. Благодаря вечевой деятельности конфликт был разрешен.

  Самым большим преткновением в вечевой деятельности  является попытка  превратить Круг в дискуссию.  Сейчас в информационном ментальном пространстве очень много  негативности и неудовлетворённости. Человек приходит общаться и погружается в негативность, как в болотную трясину. Выбраться из неё тяжело. Уходя с дискуссии, он может унести с собой негативное ментальное поле. Чтобы избавиться от загрязнённости сознания, ему придётся затратить время, энергию. То есть  израсходовать жизненную силу.

  Круговая деятельность направлена не на формирование позитивизма и позитивных мыслей, ещё одного полюса маятниковой ментальной системы. Она выражена в наблюдении за различными точками зрения, как позитивными, так и негативными. Так как любая точка зрения есть отражение реальности через призму индивидуального понимания и чувствования. И каждая точка зрения, даже если она несёт искажённый образ действительности, внимательно рассматривается. При этом исключается отождествление точки зрения и личности, высказывающей её. Человек больше, чем его точка зрения. Здесь и сейчас он имеет то, что имеет. Он так отражает реальность, таково его  состояние сознания на данный момент. Это его право, писанное природой сознания,  одним из феноменов которого является зеркальное отражение. Хотя  порой  человеку довольно трудно узнать в этом зеркале самого себя, своё собственное отражение.

  Описание этого процесса можно образно выразить, как если бы человек находился не в самом болоте, а сидел и спокойно наблюдал как болото, так и его берег. Дискуссия  вполне может стать трясиной. Каждый человек видел  дискуссии с экрана телевидения. После просмотра дискуссионных передач остаётся ощущение конфликта,  конфронтации, объединения не происходит. Наоборот, через спор возникает разделение на группы. Целостный взгляд отсутствует. На входе и выходе один и тот же результат – неудовлетворённость  и разобщённость, но уже увеличенная во много крат, если говорить о массовости аудитории.

  Иное дело на Круге, где ни одна точка зрения не является спорной. Все точки зрения плавно совмещаются и сопоставляются, автоматически корректируются по ходу деятельности: что-то добавляется, что-то убирается в процессе исследования темы. Создаётся коллективная синтетическая точка зрения на исследуемый предмет. Некая ментальная целостность исследуемого предмета, созидание этой целостности и отсутствие разделения. Если удаётся создать целостность, возникает удовлетворённость, приподнятое настроение, повышается энергетика организма.

  Ошибочно во время дискуссии или обсуждения темы на Круге думать о том, что сидящие рядом люди знают меньше.  Стоит задуматься, на каком основании сделан этот вывод. Возможно, это действительно так, а возможно и нет. На Круге этот довод корректируется выступлениями всех участников. В дискуссии такая коррекция имеет меньшую вероятность. Так как в основном инициативу берут люди, крепко отстаивающие свою точку зрения. Иные участники дискуссии выпадают из процесса, тем самым отражение реальности оказывается резко суженным, с меньшей степенью точности. Карта реальности оказывается неполной, и, как правило, искажённой.

  Таким образом, очевиден факт отличия технологий дискуссионной и круговой деятельности. В дискуссии технологический процесс имеет на входе множественность точек зрения на исследуемую тему, на выходе ту же раздробленность и отсутствие единства, с последующей  энтропией в большем масштабе.

  В вечевом круговом процессе на входе энтропия множества сознаний в результате совмещения и сопоставления образов реальности преобразуется в целостное представление, которое на выходе создаёт новый образ и запускает масштабный процесс коррекции в коллективном сознании.

  Таким образом, осознанно делая выбор в пользу дискуссионного или вечевого взаимодействия, следует отдавать себе отчёт в том, что результаты их будут разными, и, следовательно, могут не совпасть с поставленными целями. В частности, если речь идёт о единстве, то дробление целого на мелкие части может привести к более масштабным энтропийным изменениям. И в этом на сегодняшний день таится огромная опасность для нашего общества.  Ибо нынешние насущные проблемы решаются методом, который даёт обратный результат. Потеря целостности осознания реальности грозит потерей территориальной, экономической целостности, если говорить о больших масштабах. Но большие масштабы содержат в себе более мелкие, на уровне человека и клетки, молекулы и атома. И каждый человек участвует в созидании большего масштаба, осознаёт он это, или нет. Осознанность человека за свой выбор в пользу мирного сотрудничества и отказ от участия в спорах и конфликтах может масштабно изменить ситуацию. Принятая ответственность вполне может быть реальным ответом на исторический мировой вызов.

  Любая консолидация сил начинается с  объединения единомышленников, формирования соборного сознания. Единомыслие как объединяющий фактор исторически  всегда меняло вектор развития общества. От того, в какую сторону будет направлено  единомыслие, зависит многое. Коллективное мышление, направленное на дальнейшую атомизацию и дробление, разделение всех и вся, создаёт условия для возникновения масштабного хаоса. Как если бы при дроблении элемента огня возник огненный атомный гриб, элемента ветра – тайфун или смерч, элемента земли – землетрясение, воды – потопа. Атомизация природы сознания и её стихийных элементов  реально ведёт к мировым социальным  катастрофам.

  Коллективное мышление, принявшее направленность на созидание, упорядочивает хаос естественным образом, без «закручивания гаек», жёсткого «закона и порядка». Живая система способна сама исцелиться и обновиться, без всякого вмешательства извне.

  Конечно, можно не принимать всерьёз  выводы, основанные на нашей древнейшей вечевой практике, и даже назвать их несостоятельными,  статью и автора странными, а то и неадекватными. Но это отрицание будет похоже на тот исторический факт, когда  военные стратеги, отставшие на порядок от своих противников, против танков выдвигали конницу.

  Исследования феноменов сознания ведутся давно, они имеют прикладной характер. На сегодняшний момент страны завоёвывают и устанавливают свой порядок в них с использованием феноменов сознания. Вместо молота теперь применяют скальпель. Двадцать первый век – век сознания и его практического применения. Когда я читаю в Интернете комментарии к статьям  подобного аналитического свойства, меня берёт оторопь. И она вот какого характера. В нынешнем поколении появились люди, которые не могут уразуметь текст  и речь. И этому есть объяснение.  Развитие разума человека предполагает не количество нейронов в его мозге, а наличие множества связей между ними. Именно живая нейронная сеть формируют разум.  Тестирование и ЕГЭ не могут способствовать развитию разума ребёнка в принципе. Уразуметь, схватить смысл слов мозгу буквально  нечем. Ум есть, а разума нет. Получаются люди умные,  натасканные в узкой компетенции, но не разумные. Общаться могут только поверхностно, неглубоко.  И сотворено это с помощью тонкого инструмента – знания того, как работает мозг и сознание человека. Такими людьми легко управлять, их ум и жизненные силы в основном направлены на соперничество, лидерство.  Их легко ориентировать на достижение успеха, но глубина смыслов для них недостижима.  Одним словом, нечем постигать эти смыслы и незачем. Облегчённый корпоративный вариант человека, не обременённого развитым мышлением и нацеленного на бессмысленный образ жизни. В итоге выпадение из памяти коллективного сознания и появление массового социального беспамятства. Возрастание числа манкуртов, не знающих и не желающих знать свою историю и традиции. У завоевателей отпадает необходимость нести  расходы даже на стеклянные бусы для обмена с туземцами.

  И в заключение воспользуюсь  мудростью, кажется тибетской: «Если не бить в барабан, он будет молчать. Если правду не разъяснять, она останется непонятной». И да поможет нам в этом наша древняя вечевая соборная традиция.


Алексеева Л.И., 

09.07.2013г.

Просмотров: 669 | Добавил: ОО | Рейтинг: 3.7/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: