Главная » 2014 » Декабрь » 4 » РУССКИЙ ЯЗЫК
09:42
РУССКИЙ ЯЗЫК

СОЧИНЕНИЕ В ЖИЗНЬ...

 

Зачем в середине года выпускников заставили писать обязательное сочинение? Чем грозит им полученный «неуд»? И что обо всем этом думают учителя в нашей республике?

3-е декабря вполне могло стать днём «Ч» для всех школ России. В этот день будущие выпускники сдавали экзамен по литературе.

По замыслу федеральных чиновников, получивших отчётливый сигнал с самого верха, сочинение на одну из пяти предложенных тем должно стать чем-то вроде нормы допуска к единому государственному экзамену.

То есть, тех, кто получил «незачёт» к ЕГЭ на пушечный выстрел не подпустят. Это в перспективе. Сейчас, оказалось, что не так страшен чёрт, как его малюют. Подарок нынешним школьникам от деятелей Минобрнауки намного заковыристее.


«Я к вам пишу …»
Самая обыкновенная школа. Начало десятого. Утро. Директор желает одиннадцатиклассникам традиционное «ни пуха!». Ожидаемый ответ произносят хором, - и будущие выпускники расходятся по кабинетам. В каждом – по пятнадцать-семнадцать человек. За ходом тестирования кроме учителей в классах следят видеокамеры. На парте – только орфографический словарь. Им разрешают пользоваться во время экзамена.


Девять-сорок шесть. На электронный адрес школы приходит письмо с темами сочинений. Их пять. Первая – ожидаемая – по творчеству Лермонтова. Ещё четыре затрагивают темы войны, любви и нравственного становления человека. Школьники должны написать текст объёмом не менее 350-ти слов. Если в сочинении меньше двух с половиной сотен, проверять работу попросту не будут.


Чтобы подготовить детей к экзамену, учителя-словесники вынуждены были перекроить программу.
- Сложность заключалась в том, что в работах должны быть затронуты те темы, которые изучаются во втором полугодии, - рассказывает Наталья Якушева, учитель русского языка и литературы  – Пришлось изучить некоторые темы уже в первом полугодии, чтобы подготовить ребят к сочинению». Получается, что если бы учителя не поменяли программу обучения, то школьникам, скорее всего, писать было бы не о чем.
Сочинение о пользе русской словесности.


Пару недель назад школьники написали так называемый «пробник», что-то вроде тренировочного сочинения. Результат оказался не ахти. В среднем по области двадцать процентов одиннадцатиклассников получили «незачёт». Получается, что, если бы сочинение проводили по всей строгости, то каждый пятый выпускник не был бы допущен до итоговой аттестации.


-Это предварительные результаты, - подчеркнул учитель Николай Колпачков  – Работы проверяли очень строго, поэтому и оценки далеки от идеальных . Надо сказать, что именно такой подход позволил выявить слабые места и подтянуть преподавание до требуемого уровня.

Для «незачётных» в этом году работает щадящий режим. Те, кто не сможет сдать литературу с первого раза, получить возможность переписать работу сначала в феврале, а затем в апреле. Все сочинения собираются отсканировать и поместить в региональный информационный банк. В случае, если вуз будет принимать абитуриентов в том числе и по итогам литературы, то к результатам ЕГЭ приплюсуют дополнительные баллы.


«Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».


Интересно, что написал бы автор «Мёртвых душ», узнай он о том, какими бешеными темпами внедряют у нас любовь к литературе? Неясные слухи о проведении предварительного сочинения по литературе появились весной этого года. К началу учёбы все уже примерно представляли, что ждёт учеников. И всё-таки остаётся довольно много вопросов. Перед тем, как их задать оговоримся – большинство преподавателей, - в первую очередь словесники, не возражают против проведения такого экзамена. Известно, что чёткость изложения – говорит о ясности мысли. Сочинение позволяет понять, насколько широк кругозор у человека, насколько грамотно он способен высказать свою точку зрения. А для этого надо читать. Но …


"Почему экзамен проводят в обыкновенный учебный день? – задают закономерный вопрос учителя. - Получается, что пока выпускники доверяют бумаге сокровенные мысли о разумном, добром и вечном, вся школа живёт ежедневными заботами, уроками и переменами. Словесники ведут свои часы – на экзамене им присутствовать нельзя. Затем, изрядно уставшие педагоги садятся проверять творчество своих учеников. Значит, проверка сочинений идёт в свободное время учителя. Эту проблему надо решать. Интересно, свободное время, проведённое за проверкой сочинений как-то будет оплачено?".


Второе: зачем вдруг чиновникам из Минобразования загорелось проводить сочинение буквально за несколько месяцев до единых государственных экзаменов? Выпускной год – это сплошная подготовка к экзаменам по выбранной специальности. Будущие физики штудируют физику, математики – алгебру и геометрию, кто-то зубрит историю с географией, кто-то биологию с химией. Обязательное сочинение в это время, как пресловутый подарок из Африки – и выбросить нельзя, и оставить неудобно.


… чего же боле?
 

Подведём итоги. Экзамен с сочинением у нас не проводился аж с 2002 года. Сейчас решили вернуть традицию. Только возвращают её очень уж по-русски, с плеча и наотмашь. Только-только освоились с экспериментом по ЕГЭ, пообвыкли, а тут на тебе!


Многие специалисты, с кем довелось побеседовать о проблемах школьного образования, чуть ли не в один голос твердят о том, что экзаменовать с помощью сочинения надо, но не в одиннадцатом, а в конце десятого класса.

Во-первых, сразу станет понятно, стоит некоторым ли учиться дальше в школе или лучше сразу поискать подходящий колледж? Во-вторых, после нервотрёпки с сочинениями будет лето – отдохнуть, настроиться на ЕГЭ. В-третьих, тогда экзамен будет именно экзаменом, а не чем-то вроде теста на грамотность и знание литературы, проведённого как бы между делом.


Получается, что в Минобразовании опять чего-то быстренько насочиняли, а исправлять чужие ошибки будем как обычно – всем миром.

Просмотров: 412 | Добавил: ОО | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: