10:06 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕРЖАВЫ | |
Крымская свобода Ровно 70 лет назад, в апреле-мае 1944 года, был освобождён Крым в ходе Крымской наступательной операции. По результатам двух фронтовых операций — Перекопско-Севастопольской и Керченско-Севастопольской — была полностью разгромлена 17-ая немецкая армия, уничтожена румынская черноморская флотилия, последовательно освобождены Армянск, Джанкой, Керчь, Феодосия, Симферополь, Евпатория, Судак, Бахчисарай, Алушта и главный город полуострова — Севастополь.
Потери противника составили 100 тысяч убитыми и пленными (по советским данным, 140 тысяч). Итогом победоносной кампании стал переход Черного моря под контроль советских войск, что осложнило положение стран-союзниц нацистской Германии. В каком-то смысле символично, что освобождение Крыма от украинской политической оккупации произошло в канун примечательной даты. Если кому резануло слух слово «оккупация», то нелишне напомнить, как именно перешёл под контроль Киева Крым в 1990-х годах. Вспомним хронологию, из которой видно, насколько немирным был этот процесс.
В декабре 1991-го крымчане приняли участие в референдуме о выходе Украины из состава СССР. 54% пришедших на участки проголосовали за независимость, при том, что в других регионах Украины за независимость высказались от 83% до 98% населения. Иными словами, вопрос, поставленный киевскими сепаратистами, — а именно так, следуя логике сегодняшних киевских властей, приходится назвать инициаторов отделения УССР от СССР — не вызвал тотальной поддержки на полуострове. Кроме того, минимальный перевес в 2% (минус 2% автоматически плюс 2% для противников отделения) оставляет право сомневаться в честном подсчёте. Да и откуда последнему взяться в стране, где демократические выборы не проводились прежде ни разу? Дальнейшая история подкрепляет сомнения, так как лидеры Крыма мгновенно развернули курс на активное сближение с Россией, и уже в мае 1992 года (то есть всего через полгода) Верховный Совет Республики Крым провозгласил государственный суверенитет и принял новую Конституцию. Дело оставалось за малым: оформить реальную волю крымчан на запланированном в августе референдуме. В этот момент Киев переполошился и через подконтрольного ему председателя крымского парламента наложил мораторий на референдум. В противовес действиям киевлян Верховный Совет РФ отменил решение о передаче Крыма Украине от 1954 года. Иными словами, де-юре Крым с этого момента перестал быть частью Украины, что было оформлено всеми необходимыми процедурами. Но, увы, другие планы были у Ельцина, который, как известно, подарил Крым Кравчуку ещё в ходе Беловежских соглашений. Дело, по словам сына Никиты Хрущёва Сергея, обстояло так: «Кравчук тогда спросил у Ельцина: "А как с Крымом будем поступать?", тот ответил: "Да забирай"».
Как показал дальнейший расстрел Верховного Совета РФ в 1993 году, решения российского парламента по Крыму Ельцина волновали меньше всего. На выборах 1994 года президентом Республики Крым был избран Юрий Мешков, шедший с программой полной интеграции с Россией вплоть до введения рубля. Как затем вспоминал Кравчук, когда возникла сложная ситуация в Крыму, тамошний президент Мешков, его правительство… стали говорить чуть ли не об отделении полуострова от Украины, я позвонил по телефону Борису Николаевичу [Ельцину]. Он абсолютно адекватно понял ситуацию и соответствующим образом отреагировал. Иными словами, судьбу Крыма решал один человек в Кремле, но не крымчане. Уже в 1995 году Верховная Рада Украины (кстати, какое отношение парламент соседнего государства имел к Крыму?) упразднила должность президента Республики Крым, а затем началась череда ползучей политической оккупации полуострова, символически размежёванная в 1998 году, когда была внедрена новая «конституция» Крыма, утверждённая законом Украины (sic!), и завершившаяся в правление Януковича, когда в Крыму были подавлены все пророссийские партии и заменены на ставленников «Партии регионов».
Как видно из краткого экскурса в историю, Крым подвергся обыкновенной политической оккупации со всеми соответствующими атрибутами: ликвидацией самостоятельности полуострова, насаждением местных «полицайских» администраций (достаточно заметить, что одно время возглавлять крымский парламент был посажен сват президента Украины), «чёрным переделом» лакомых кусочков земли на побережье (к примеру, заповедные территории Никитского ботанического сада были захвачены высшими киевскими чиновниками), насаждением оккупационной символики и школьного образования с завозом учителей украинского с материковой части страны (реальный факт), местные коллаборационисты в лице заезжих (стали приезжать в начале 1990-х) крымских татар, которым сотрудничать с оккупационной администрацией не впервой — в Великую Отечественную уже натренировались — и так дальше. Не стоит отсюда удивляться, что Крым освобождали «вежливые люди» при полной амуниции. Разве оккупированные территории в 1944-ом кто-то освобождал в результате мирных шествий с воздушными шариками и запуском в небо белых голубей? Впрочем, красоту «вежливой» операции ещё предстоит оценить потомкам. Свержение оккупационного режима без единого выстрела, где потери составили с обеих сторон 0 убитыми, 0 ранеными и 0 пропавшими без вести — это новая классика, которая войдёт в учебники тактики по всему миру. С юбилеем освобождения, крымчане! | |
|
Всего комментариев: 0 | |