Главная » 2013 Май 13 » CОБОРНОЕ СЛОВО
21:04 CОБОРНОЕ СЛОВО | |
В Государственную Думу Российской Федерации В Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан Президенту Республики Башкортостан Р.З. Хамитову В Министерство образования Российской Федерации В Министерство образования Республики Башкортостан ОБРАЩЕНИЕ Внеочередного съезда региональной общественной организации «Собор русских Башкортостана» Для России, в которой активно функционирует примерно 200 языков, языковая политика является одним из наиболее важных аспектов формирования толерантных отношений между народами, ее населяющими. Языковые проблемы весьма значимо воздействуют на государственное устройство и непосредственно касаются жизни и деятельности каждого конкретного человека. Но язык большинства или значительной части населения не может стать государственным автоматически, как непременный факт преобладающего его использования в общении государственных органов и граждан. Для признания государственным необходимо официальное его провозглашение таковым законодательной властью, соответствующее нормативное оформление. Априори государственный язык – это основной язык государства. В Российской Федерации государственным языком является русский язык. Он выполняет несколько социальных функций: - является национальным языком русского народа, составляющего около 84% жителей России; - выступает как государственный язык Российской Федерации, употребляемый в разных сферах общения – сфере образования, сфере массовой коммуникации, деловой сфере, сфере науки; - способствует укреплению межнациональных связей народов, населяющих Россию, обеспечивает взаимопонимание; - гармонизирует интересы личности, общества, нации и государства; - сохраняет русское духовное, культурное и образовательное пространство. В декабре 2012 года Собором русских РБ при поддержке Министерства культуры и Министерства образования Республики Башкортостан в Уфе была проведена Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский язык в эпоху глобализации мира». В выступлениях участников конференции поднимались вопросы, связанные с преподаванием русского языка в общеобразовательных школах Башкирии. Было отмечено, что у многонационального населения республики вызывает серьёзную обеспокоенность значительное уменьшение количества часов, которое отводится в школьном образовательном процессе на изучение русского языка и литературы: в большинстве школ нашей республики с русским языком обучения оно уменьшено более чем на 40% по сравнению с другими регионами РФ. В связи с этим наблюдается катастрофическое снижение уровня грамотности и уровня подготовки выпускников школ Республики Башкортостан в целом, так что сегодня они становятся неконкурентоспособными при поступлении в престижные вузы страны. Резкое уменьшение количества часов на преподавание русского языка и литературы (с 9 до 5 часов в неделю в начальной школе, когда формируются основы грамотности) произошло сразу после принятия поправок к Закону об образовании РБ в 2006 году. Общественного обсуждения этих поправок, на основании которых и было введено обязательное изучение башкирского языка в общеобразовательных школах РБ, не было, не проводился мониторинг мнения различных групп населения, включая национальные. Сложилась ситуация, когда за счет времени, отведенного на преподавание русского языка, в школах преподается другой государственный язык или родные языки. Анкетирование родителей, учащихся старших классов и учителей, проведенное Собором русских РБ при подготовке к Межрегиональной научно-практической конференции, выявило большую потребность общества в полноценном преподавании русского языка, а также в смене формата изучения башкирского языка. Абсолютное большинство респондентов разных национальностей (около 85%) высказалось за добровольное изучение башкирского языка в русскоязычных общеобразовательных школах. Практически 100% респондентов русской национальности высказались за добровольное изучение в этих школах башкирского языка. Родители и учителя считают, что оказались заложниками неразумных действий чиновников и политиков. Так, введение обязательных уроков башкирского языка нецелесообразно для детей, испытывающих трудности с освоением языка, т.е. страдающих задержкой речевого развития, алалией, диcлексией, диcграфией, заиканием (по разным данным, это от 20 до 30% учащихся), им необходимо заниматься дополнительно русским языком по логопедическим и другим специальным программам. В коррекционных школах, где обучаются дети, которые с большим трудом осваивают все учебные предметы, изучение русского языка играет огромную роль в общем развитии таких детей, в процессе их адаптации к жизни в социуме. Однако, во исполнение закона о языках РБ, и в этих школах обязательно изучается башкирский язык со второго класса, причем по учебникам для обычных школьников. Кроме того, педагоги и директора школ возмущены тем, что вышестоящие инстанции нередко вынуждают их принимать определенные учебные планы вопреки пожеланиям участников образовательного процесса. Констатируем, что русский язык — это не только государственный язык Российской Федерации, язык российской науки, культуры. Русский язык – это язык национальный, межнациональный, межгосударственный и мировой, то есть один из 6 рабочих языков ООН. Именно русский язык объединяет всех граждан нашей многонациональной страны. На русском языке общаются все народы Российской Федерации на всей ее территории, включая, разумеется, и нашу республику. Обучение в большинстве школ, в вузах и колледжах Башкирии ведется на русском языке. Считаем недопустимым факт сокращения изучения русского языка и литературы в русскоязычных общеобразовательных школах. Это вопрос нашей духовной безопасности: русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала молодого поколения, основу формирования базовых ценностей в сознании любого человека и являются предпосылкой общего развития и духовной зрелости. Русский язык - мощнейшая духовная скрепа для всей нашей многонациональной России, он сам по себе – незаурядное лингвистическое явление, вобравший в себя черты языковых культур Запада и Востока и сохранивший поистине удивительную монолитность на необъятной территории своего исконного распространения. Мы констатируем, что башкирский язык как государственный язык республики, где живет многонациональное население, как язык общения башкирского народа, язык самобытной башкирской культуры также необходимо охранять на государственном уровне. Считаем, что на государственном уровне башкирский язык достаточно хорошо защищен: в местах компактного проживания башкир, а также во всех крупных городах и райцентрах РБ функционируют многочисленные башкирские школы и гимназии; в Башкирском государственном университете практически в момент его образования был создан факультет башкирской филологии, открыт таковой и в Башгоспедуниверситете имени М. Акмуллы. Здесь выпускаются грамотные специалисты, формирующие лицо башкирской интеллигенции. В Башкирии постоянно функционируют государственные и народные башкирские театры, многочисленные башкирские периодические печатные издания, радио и телевидение, типографии, издающие книги башкирских авторов на башкирском языке, есть своя Академия наук. В РБ созданы все условия для желающих изучать башкирский язык, на государственном уровне идет огромная и постоянная поддержка развития и активного функционирования башкирского языка там, где он востребован. Но все мы понимаем, что никакими силовыми методами невозможно заставить функционировать язык там, где его востребованности нет. В нашей республике в местах компактного проживания многих народов обучение в национальных школах ведется либо на родном, либо (в русскоязычной школе) на русском языке - одновременно с изучением родного языка. Но именно по русскому языку выпускникам придется сдавать ЕГЭ, требования которого одинаковы для всех на всей территории России. Очевидно, что обязательное изучение башкирского языка в небашкирских национальных селах является нецелесообразным. В местах проживания небашкирского или смешанного населения (т.е. на большей части территории республики) спросом пользуется углубленное изучение русского языка и литературы, а также изучение многих национальных языков, но необязательно башкирского, так что языковая среда для его применения отсутствует и формируется негативное отношение к его изучению. Принуждение в таких ситуациях способно лишь посеять раздор там, где раньше его не было. Нам, русским, русскоязычным, как и всему многонациональному народу Башкирии, раздоры не нужны. В настоящее время в Республике Башкортостан проживают представители более 30 национальностей; русские составляют около 36% населения, башкиры - 28%, татары – 25%, около 11% - представители других национальностей. Все они являются носителями своего языка, истории и культуры, живут и хотят жить и дальше в мире и согласии. Сегодня российское общество подошло к осознанию того, что вопросы, связанные с функционированием русского языка и языков народов России, а также реализация языковых прав личности, являются не только предметом узкоспециального интереса ученых, но теснейшим образом связаны с национальными и политическими процессами и этнополитическими конфликтами, федеративным строительством, образовательной и культурной политикой. От грамотного решения этих проблем во многом зависит развитие социальных, политических, экономических и культурных отношений. Мы призываем депутатов Государственной думы РФ особенно внимательно и продуманно относиться к вопросам языковой политики в регионах России, чтобы наши дети могли получить достойное качественное образование в школах и вузах. Съезд Собора русских Башкортостана от лица полуторамиллионного русского населения республики предлагает внести в новый закон об образовании РБ поправку о добровольном изучении государственного башкирского языка. Уфа, 27 апреля 2013 г.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |